Таинственная разработка программного продукта

Таинственная разработка программного продукта

11 января 2016

В России и Европе законодательство по защите интеллектуальной собственности различается. Европейская софтверная компания, как правило, не может демонстрировать продукт в портфолио и даже упоминать о разработке без письменного согласия заказчика. Обсуждение самой идеи проекта начинается с заключения договора NDA (Non-disclosure agreement — в переводе с английского «соглашение о неразглашении»). Особенно это касается стартапов и разработок «с нуля». Соответствующие нормы РФ гораздо мягче.

«Иногда заказчики просят большего, чем того требует российское законодательство. Можно услышать следующее: «Вы нас полностью устраиваете как исполнитель, но хотим, чтобы нигде не упоминалось ваше участие в создании»

Руководитель проектов Центра разработки программного обеспечения EDISON

Мы готовы сотрудничать на таких условиях, но стоимость при этом увеличивается. Если заказчик оплачивает полную конфиденциальность, применяются повышенные меры для ее соблюдения.

Способы обеспечения конфиденциальности

01 Человек и галочка К разработке привлекаются только проверенные специалисты с высокими рейтами, осознающие, что полная секретность — принципиальное условие сотрудничества. Назначенные программисты подписывают специальное соглашение, предусматривающее штрафы.
02 Страница защищенная В случае утечки информации руководители обязаны принять меры: провести внутреннее расследование, проверить исполнителей. Пример из практики: за 13 лет в EDISON не было ни одного серьезного случая разглашения информации.
03 Шпион Система управления проектами и репозиторий исходного кода изолированы от основных ресурсов компании. Материалы доступны только назначенным на задачу специалистам и не передаются по сети в открытом виде. На компьютерах сотрудников установлено антивирусное и антишпионское ПО, защищающее от кражи информации.

Компенсация расходов на рекламу

При верстке стандартного сайта вопрос о конфиденциальности не возникает. Это логично. Лишняя ссылка на сайт не помешает, а наоборот, привлечет дополнительный траффик.

По более серьезным проектам заказчики часто требуют полной конфиденциальности. Получается, что софтверная компания вкладывает в создание сложного уникального продукта много времени, сил, знаний и труда. Такой ценный опыт, по идее, должен увеличить продажи, ведь часто выбирается исполнитель с конкретной компетенцией. Но строгое соблюдение NDA препятствует этому и требует дополнительных расходов на маркетинг.

Поэтому конфиденциальность стоит денег: с целью привлечения новых клиентов нельзя демонстрировать имеющийся опыт. Заказывая разработку программного обеспечения, нужно взвесить все аргументы и решить, так ли важна абсолютная секретность, будет ли она выгодна обеим сторонам.