Разработка интернет-приложений для самодиагностики

Разработка интернет-приложений для самодиагностики

9 февраля 2016

Достаточно набрать в строке поисковика «диагностика онлайн», чтобы получить длинный список разработок интернет-приложений, которые, как предполагается, должны помочь пользователю определить свое заболевание. Однако нигде вы не встретите восторженных отзывов, что определенный сайт решил проблему человека. Почему? Ниже мы рассмотрим основные сложности попыток создать онлайн-диагност.

Вопрос мотивации

По найденным в сети диагностам можно заключить, что мало кто из разработчиков стремился к решению реальных проблем пользователя. Цель большинства таких приложений — привлечение трафика или его монетизация. Встречаются и ресурсы, разработанные с целью пиара той или иной клиники.

Полезность же интернет-приложений медицинского характера определяется в первую очередь тем, ответила ли программа на вопросы пользователя: что с ним, к какому врачу обратиться, какие придется сдать анализы и насколько происходящее опасно. Допустим, онлайн-диагност определил по локализации головной боли, что у вас с двадцатипятипроцентной вероятностью артериальная гипертензия и с десятипроцентной — мигрень без ауры. Полегчало? А это вполне реальный алгоритм работы одного из лучших в Рунете диагностов.

Основная проблема онлайн-диагностов в том, что разработчики очень редко задаются вопросом, какую проблему пользователя решает их проект. Им это неинтересно, а ипохондрики всегда обеспечат портал трафиком. И не важно, что, переходя по ссылкам, они обнаруживают только бесполезные игрушки. В конце концов, адекватно поставить диагноз и провести лечение способен только врач, а значит стараться незачем.

В то же время, чтобы создать нечто, способное приносить пользу, нужно ответить на следующие вопросы:

  • Чем можно помочь пациенту до обращения к врачу?
  • Чем можно помочь, когда консультация врача недоступна?
  • Почему помощь может быть недоступной?

Данная информация — отправная точка для того, чтобы начать продумывать проект.

«Простота хуже воровства»

Стремление сделать приложение простым понятно: чем меньше пользователь будет кликать мышью, морщить лоб, пытаясь определить, например, характер сыпи, тем лучше. Поэтому основной бедой приложений становится попытка поставить диагноз по одному-двум симптомам. Врач же, проводя диагностику, работает с совокупностью признаков. А сами признаки в его сознании имеют множество градаций. Не бывает просто боли или просто сыпи. Выделения имеют источник, цвет, консистенцию, запах.

Невозможно создать реально работающий продукт, пытаясь перевести в интерактивный вид электронный медицинский справочник. Нет иного способа продумать алгоритм диагностики, как заручиться помощью врача — человека, который знает, как это делается. А простотой придется пожертвовать. Ее можно добиваться только на уровне интерфейса.

Когда приложение помогает?

Теперь вернемся к вопросу полезности. Конечно, врач незаменим при диагностике и назначении лечения. Но человек, который болен, сталкивается не только с проблемой «как лечить». До встречи с врачом пациенту необходимо как-то снять основные симптомы. И подбор безобидных, но облегчающих состояние лекарств не помешает. Например, при болях в суставах подсказка использовать ибупрофен вместо анальгина будет уместной.

Как нельзя более кстати приходятся и инструкции по оказанию первой помощи, особенно когда речь идет не о самых распространенных проблемах. Об экстренной помощи при инфарктах или инсультах не рассказывают в телепрограммах и редко пишут в брошюрах в поликлиниках. Помогают приложения и в случаях, когда человек испытывает сомнения. Вызывать скорую или можно отлежаться? К какому врачу записываться? Даже такую, казалось бы, элементарную информацию, как телефон скорой помощи, иногда, в зависимости от региона и мобильного оператора, сложно узнать.

Интернет-приложение, дающее максимум ответов на вопросы человека, который почувствовал себя плохо, будет пользоваться успехом. Но, как уже ясно из всего вышеизложенного, оно потребует немалых вложений.

Зачем этим заниматься

Первичную интернет-диагностику полезно проводить клиникам, привлекающим пациентов через интернет. Если посетитель получит ответы на какие-то вопросы еще до визита к специалисту, он будет настроен более доверительно по отношению к тем, кто его просветил. Но частная медицина, как правило, не готова выделять бюджет, который требуется для создания реально полезного интернет-приложения с многоступенчатым алгоритмом диагностики и профессиональными рекомендациями.

В то же время качественное интернет-приложение для самодиагностики будет вполне востребовано и обычными пользователями, поскольку здоровый образ жизни и контроль состояния организма становятся распространенной тенденцией. Кто первым выпустит на рынок интернет-диагност, способный реально принести пользу людям, имеет возможность не только захватить рынок, но и получить господдержку, поскольку в госмедицине также пока проблема интерактивной диагностики не решена никак.