Select language:
+7 (499) 500-14-94
Принципы

Инвестируем в продукты

 

У изобретателей и начинающих предпринимателей зачастую недостаточно средств для реализации собственных идей. Они ищут инвесторов — тех, кто даст денег «взаймы». Если перспектива трудиться, отдавая часть прибыли, малоприятна, можно найти партнера, способного не просто вложиться материально, а активно участвовать в создании продукта, деля ответственность, риски и достижения.

 

Выбор инвестора зависит от стадии развития стартапа.

  • Первоначальные вложения, как правило, осуществляются родственниками или друзьями, которые видят потенциал в зарождающейся бизнес-идее и мирятся с риском понести потери. Вложенный капитал дает старт проекту.
  • Этап венчурного инвестирования. Состоятельных частных инвесторов называют «бизнес-ангелы». Они могут заинтересоваться стартапом, оценив уже приложенные усилия, краткосрочные или долгосрочные планы, и часто вкладывают деньги для получения доли компании в собственность. Случается, что инвесторы непосредственно осуществляют руководство, основываясь на собственном опыте, так как зачастую являются выходцами из сферы, в которой реализуется новый проект.

 

Следующие этапы развития стартапов в англоязычной литературе обозначают буквами латинского алфавита.

  • Так, к началу этапа А компания имеет сформированный штат сотрудников, крепкие позиции собственников-основателей, а также понимание направления движения. Инвестиции требуются для выхода на новые рынки, выполнения новых планов продаж, покрытия возможных разрывов в финансовых потоках.
  • Этап В — показатель успешно развивающегося стартапа, стремящегося стать полноценным серьезным бизнесом. Товары и услуги становятся известными и хорошо продаются. Происходит смена ролей — уже не предприниматель преследует инвесторов, а наоборот.
  • При достижении этапа С основная задача стартапа меняется. Компания ищет путь к доминированию на рынке.
  • Начиная с этапа D не существует определенного пути развития. Возможно, вместо того, чтобы обращаться к инвесторам, компания станет «публичной» — предложит свои акции на фондовом рынке.

 

Теперь посмотрим на ситуацию глазами инвестора, желающего понять, что представляет собой начинающий предприниматель, и оценить, исходя из этого, допустимое финансирование и шансы на успех.

 

Выделяют 6 видов стартапов.

  • Работа ради увлечений. Такие предприниматели превращают увлечения в источник дохода и работают лишь на себя. Примерами могут служить квалифицированный кодер из Кремниевой Долины, которому просто нравится программирование, поэтому он берется за написание кодов, или сёрфер Калифорнийского побережья, дающий уроки мастерства только ради того, чтобы платить по счетам и кататься по волнам на доске.
  • Малый бизнес ради содержания семьи. Это хозяйственные магазины, парикмахерские, туристические агентства, интернет-магазины, строители и другие лица, владеющие собственным бизнесом. Такие компании получают нормальный доход, как правило, не рассчитаны на рост и не требуют инвестиций, поскольку их основатели дорожат статусом единственного собственника бизнеса. Средства малых предпринимателей ограничены личными накоплениями и займами у родственников и банков.
  • Рожденные для роста — такого статуса пытаются добиться предприниматели Кремниевой Долины и их инвесторы. Google, Skype, Facebook и Twitter — лишь свежие примеры, основатели которых верят, что их видение изменит мир. Основная цель — получить долю в открытом акционерном обществе и продавать акции, спрос на которые принесет многомиллионные доходы. Растущие компании требуют огромных вливаний и занимаются поиском бизнес-модели, способной обеспечить рост. Как только модель найдена, усилия концентрируются на быстром росте, что требует еще больше рискованных вложений.
  • Стартапы для продажи. Для разработки веб- или мобильного приложения нужно немного времени. Имея хорошую идею и средства близких людей или частных инвесторов, можно создать продукт и заполучить долю рынка. Подобные компании, как правило, продаются более крупным, а их основатели и инвесторы довольствуются миллионами вместо миллиардов.
  • Социальные стартапы для внедрения изменений. Социально-ориентированные предприниматели стремятся сделать мир лучше, а не занять определенную долю рынка, чтобы обогатить акционеров. Такие компании могут быть некоммерческими, коммерческими или комбинированными.
  • Крупные компании возникают по принципу «создай инновацию или исчезни» и сосредоточены на повышении эффективности и оптимизации затрат. Однако, концентрации лишь на улучшении существующего бизнеса недостаточно. Любая корпорация борется с внешними угрозами и внедряет инновации для выживания и роста.

 

У каждого типа стартапов разные финансовые задачи и стратегии привлечения средств. Рассматривать стартапы как менее масштабные версии крупных предприятий неправильно. Последние реализуют отработанные бизнес-модели, а стартапы являются временными организациями, призванными на поиски воспроизводимой бизнес-модели, способной к росту.

 

Занимаемся мониторингом рынка и разрабатываем новые коммерческие продукты: приложения, сайты и сервисы. В EDISON готовы обсудить интересный продукт, чтобы совместно реализовать прибыльный проект. Особо ценится появление перспективных идей внутри коллектива: мы готовы вкладывать как в эти идеи, так и в развитие их создателей.