Государственные конкурсы проводятся в соответствии со специализированным Федеральным законом №94-ФЗ. По разным оценкам, этот ФЗ экономит миллиарды рублей. В основе Закона — применение к продуктам интеллектуального и физического труда похожих критериев выбора. Приобретение системы автоматизации и ведра гвоздей осуществляется примерно одинаковым способом.
В частности, методика закона базируется на том, что подрядчик выбирается по критерию цены. В соответствие с технологией проведения конкурса, могут рассматриваться и другие критерии отбора. Но действие этих критериев минимально и даже при их учете побеждает наименьшая цена.
Однако, исходя из практики, такой способ выбора не подходит для интеллектуального труда и для разработки программного обеспечения. При этом подходе, с целью снизить затраты, подрядчики экономят на рабочей силе, поручают выполнение работы менее опытным и квалифицированным сотрудникам.
Рассмотрим пример, не связанный с разработкой ПО — проектирование города-спутника. Для выполнения такого задания необходима проектная компания, состоящая примерно из 15 квалифицированных инженеров-проектировщиков. В среднем, разработка проектной документации для города длится 1,5 года и стоит 35 млн. рублей с учетом всех затрат, налогового бремени, затрат на инфраструктуру, на управленческий персонал.
Допустим, выигрывает фирма, предлагающая наименьшую стоимость выполнения работ — 20 млн. рублей. Такой компании приходится экономить на рабочей силе, что ведет к плохой проработке проекта. Внешняя экономия приводит к тому, что введение систем электро-, тепло- и водоснабжения, например, обойдется значительно дороже. Никто не может быть уверен в безошибочности всех принятых решений и расчетов. Применительно к строительству города, это может представлять опасность для жизнедеятельности людей. С точки зрения эффективности вложения денег, подобная «экономия» — это безусловный просчет.
То же можно сказать и о разработке программного обеспечения: иногда на рынке складываются ценовые условия, не способствующие получению заказчиком удовлетворительного и выгодного результата. Приходилось наблюдать за государственным аукционом, в котором победила компания, предложившая сделать программный продукт бесплатно. С помощью этого победив всех действительно достойных конкурентов. Среди наших заказчиков есть пример, когда компания с целью экономии нанимала низкоквалифицированного программиста для разработки системы автоматизации склада. Заказчик получает с виду работающую программу. Как выясняется позже, программа имеет системные недостатки, связанные с непониманием исполнителем целей и принципов построения управленческого учета. Релиз не совместим с другим ПО, отсутствует необходимая послепродажная техническая поддержка продукта.
Мы уверены: если вы действительно хотите получить пользу от программного обеспечения или от информационной системы, то ее цена не должна быть единственным определяющим фактором при выборе подрядчика или продукта. Необходимо учитывать другие важные критерии: возможность технической поддержки, опыт и квалификацию сотрудников, организацию труда в компании, ее историю и деловую репутацию.