Select language:
+7 (499) 500-14-94
Компания

Таинственная разработка программного продукта

 
11 января 2016

Таинственная разработка программного продукта

 

Практика применения законодательства в России и Европе отличается по вопросу защиты интеллектуальной собственности. Европейская софтверная компания как правило не имеет права демонстрировать проект в портфолио и даже упоминать о разработке программного продукта без согласия заказчика (как правило, письменного). Обсуждение самой идеи проекта не начинается без заключения договора NDA (Non-disclosure agreement — в переводе с английского «соглашение о неразглашении»). Особенно это касается стартапов и разработок «с нуля». Нормы РФ в этом вопросе гораздо мягче.

 

Один из руководителей проектов Центра разработки программного обеспечения EDISON так описывает ситуацию: «Зачастую заказчики просят большего, чем того требует российское законодательство. Можно услышать такое: «Вы нас полностью устраиваете как исполнитель. Но нам бы хотелось, чтобы нигде не упоминалось, что вы участвовали в разработке».

 

В EDISON готовы сотрудничать на таких условиях, но стоимость проекта при этом увеличивается. Если заказчик готов оплачивать полную конфиденциальность, применяются повышенные меры для ее соблюдения. Такой подход вызывает доверие, в том числе, зарубежных контрагентов.

 

Способы обеспечения конфиденциальности

 

Во-первых, к разработке должны привлекаться только проверенные специалисты, осознающие, что полная конфиденциальность — принципиальное условие сотрудничества. Программисты подписывают специальное соглашение, предусматривающее штрафы.

 

Во-вторых, в случае утечки информации компания обязана принять меры: провести внутреннее расследование, проверить исполнителей. Пример из практики: за 13 лет в Центре разработки программного обеспечения EDISON не было ни одного серьезного случая рассекречивания информации. Порядочность, подкрепленная подписанием NDA, — разумное объяснение тенденции.

 

Компенсация расходов на рекламу

 

При разработке стандартного сайта вопрос о конфиденциальности не возникает. Это логично. Лишняя ссылка на сайт не помешает, а наоборот, привлечет дополнительный траффик.

 

А вот по более серьезным проектам заказчики часто требуют полной конфиденциальности. Получается, что софтверная компания вкладывает в создание сложного уникального продукта много времени, сил, знаний и труда. Такой ценный опыт, по идее, должен увеличить продажи, ведь часто выбирается исполнитель с конкретным опытом разработки. Но строгое исполнение NDA препятствует этому и требует дополнительных расходов на маркетинг.

 

Это вторая причина, по которой полная конфиденциальность стоит денег: с целью привлечения новых заказов нельзя демонстрировать полную компетентность. Поэтому, заказывая разработку программного обеспечения, нужно взвесить все аргументы и решить, так ли важна абсолютная секретность, будет ли она полезна и выгодна обеим сторонам.